Сайт в стадии тестирования. Пожалуйста, сообщите о найденых проблемах на эл. адрес support@idnu.ru


Лин-лаборатория ЮГУ – в числе победителей окружного конкурса «Лучшие практики наставничества»

Диплом I степени был вручен команде Югорского государственного университета 24 июля в Технопарке Югры. По результатам открытой защиты проект университета «Система наставничества лин-лаборатории ЮГУ» признан лучшим в специальной номинации «Лучшие практики наставничества по повышению производительности труда».

Открытую образовательную экосистему «Школа – Вуз – Предприятие» лин-лаборатория Югорского государственного университета строит с 2020 года, с момента открытия. Руководителем лин-лаборатории является Аладко Олеся Ивановна, канд. пед. наук., доцент. Одним из важнейших компонентов системы является наставничество. Что же это такое и как наставничество работает в рамках лаборатории по производительности труда, да еще и в вузе?

Суть идеи: на базе лин-лаборатории разворачивается четырехкомпонентная система наставничества: 1) в отношении школьников от студенческого клуба Smart Lean Group; 2) в отношении студентов со стороны сотрудников предприятий-заказчиков; 3) в отношении студентов по принципу «равный обучает равного»; 4) в отношении сотрудников предприятий обратное наставничество, где студенты, владеющие инструментами оптимизации и цифровизации, помогают предприятиям улучшать бизнес-процессы современными средствами.

Система наставничества лин-лаборатории ЮГУ

Основная цель системы наставничества лин-лаборатории: формирование экосистемы через активное проектное взаимодействие школ Ханты-Мансийска, участников студенческого клуба Smart Lean Group ЮГУ и компаний-партнеров.

Например, компонент «Студент – Школьник» начал формироваться в 2020 году, когда молодой перспективный преподаватель Екатерина Сергеевна Хайдукова разработала для школьников элективный курс «Основы бережливого производства». Данный курс был презентован администрации МБОУ СОШ № 8. Директор школы Людмила Николаевна Федулова и заместитель директора по УВР Светлана Михайловна Овчинникова поддержали идею, и началась работа. В рамках курса студенты-члены клуба Smart Lean Group разработали деловые игры, помогающие освоить обучающимся 10 класса структуру кайдзен-проекта и инструменты бережливого производства. 17 десятиклассников создали небольшие проекты по улучшениям своей школы.

Данный опыт успешно прошел апробацию, оказался востребован в городе, и в этом году бережливые технологии изучают уже более 100 старшеклассников из трёх школ: МБОУ СОШ № 3, 7, 8.

Наставниками стали студенты разных направлений обучения, разработчики деловых имитационных игр. Студенты проводят игры для школьников, погружая их в специфику деятельности отечественных организаций, внедряющих бережливое производство, развивают необходимые компетенции по разработке и реализации проектов по улучшениям.

За 3 года школьники реализовали более 20 кайдзен-проектов. Наиболее интересные примеры: «Дорожные знаки» для школы № 8; «Почта директора школы № 8»; «Разработка дизайна логотипа и мерча для лин-школьников»; «Расширение функционала раздела «Ученику» на сайте школы»; «Класс подготовки к школе по принципу «равный обучает равного»; «Ежедневник выпускника»; «Комната отдыха для школьников младших классов школы»; «Чек-лист здорового школьника»; «Азбука бережливого производства».

Торжественное итоговое собрание лин-школьников и защита кайдзен-проектов, 23.05.2022

В 2022-2023 учебном году был реализован новый формат наставничества – абонемент «Бережливые игры для школьников», который проводится бесплатно в течение года для 9–11 классов каждый последний вторник месяца и для 5–8 классов каждую последнюю субботу месяца.

Каждая новая встреча – новая деловая игра, повышающая эффективность школьника. Поиграть может любой желающий. В этом году абонемент посещали школьники МБОУ СОШ № 3, МБОУ «Гимназия № 1», дети сотрудников ЮГУ и дети сотрудников ООО «Газпромнефть-Хантос». Абонемент продолжится и в следующем учебном году.

В рамках компонента «Студент – Студент» наставник-студент передает сверстникам знания о повышении эффективности офисных процессов, учит выявлять потери, картировать процессы, применять лин-инструменты.

В лаборатории созданы условия для реализации наставничества такого типа. Сферы наставничества – это деятельностные и учебные практики, которые проходят на базе лин-лаборатории, а также, проектная деятельность.

Учебная практика направления «Экономическая безопасность»

Из 56 членов студенческого клуба «Smart Lean Group» 12 имеют опыт работы наставниками. Они самостоятельно выбирают интересующее их направление наставничества, подключаются к работе проектных команд младших курсов, совместно с преподавателями реализуют программы и проекты по повышению производительности труда с предприятиями-партнерами, участвуют в научно-исследовательской деятельности лин-лаборатории через выполнение заказов по НИР и НТУ. Все виды наставничества рассчитаны на один учебный год.

Принцип «равный обучает равного» на практике доказал свою эффективность. Студенты-наставники получают возможность проработать навыки командной работы, лидерские компетенции, повысить и развить коммуникативные способности, более глубоко разбираются в оптимизации бизнес-процессов.

Наставник Андрей Уткин (второй справа) и его команда в числе организаторов деловых игр Чемпионата «Профессионалы» с Александром Юрьевичем Линдельгольц, директором Муравленковского многопрофильного колледжа (ЯНАО)

Ключевые идеи компонента «Сотрудник предприятия – Студент»: с одной стороны, погрузить студентов в производственные процессы предприятий-партнеров, научить видеть и сокращать/минимизировать потери, применять лин-инструменты, повышающие производительность труда предприятий Югры; с другой стороны, показать предприятиям высокий уровень компетенций студентов как будущего кадрового резерва, их качество владения лин-методологией в реальных практических условиях.

Здесь наставниками выступают руководители и сотрудники предприятий-партнеров лин-лаборатории, таких как: ООО «Газпромнефть-Хантос», МП «Водоканал», АО «Северречфлот», Деппроектов Югры, АО «ЮТЭК-Региональные сети», АО «Югорская электросетевая компания», Муравленковский многопрофильный колледж, МБОУ СОШ № 8 г. Ханты-Мансийска.

За каждой студенческой командой, реализующей проекты по улучшениям на предприятиях, закрепляется наставник, курирующий и сопровождающий работы. Примерами такого взаимодействия являются реализованные проекты:

1. Разработка деловой игры для кураторов договоров Управления исполнением договоров ООО «Газпромнефть-Хантос», наставник Алмаз Киазимович Тависов, руководитель направления по договорам капитального строительства и поддержки бизнеса ООО «Газпромнефть-Хантос».

Апробация авторской деловой имитационной игры, разработанной командой SLG при наставничестве Алмаза Тависова, ООО «Газпромнефть-Хантос» 

2. 4 проекта МП «Водоканал» реализовано по оптимизации бизнес-процессов транспортного цеха, энергослужбы, абонентского отдела с наставником Натальей Эдуардовной Морозовой, специалистом по внедрению бережливого производства МП «Водоканал» и Эмилией Валерьевной Плучевской, канд. эконом. наук, заместителем директора по развитию МП «Водоканал».

3. 4 проекта с АО «Северречфлот» по повышению производительности труда сотрудников диспетчерской службы, оптимизация бизнес-процессов отдела маркетинга по грузовым и коммерческим перевозкам, улучшению работ цеха ДВС и центрального склада. Наставники: Наталья Владимировна Клементьева, начальник отдела стратегического и инвестиционного развития компании «Северречфлот» и Наталья Александровна Сычева, начальник технического отдела АО «Северречфлот».

Студенты SLG проводят аудит бизнес-процессов Центрального склада АО «Северречфлот»

В ходе реализации проектов предприятия получают результаты работы в виде Карт потока создания ценности с выявленными потерями, расчетами эффективности картируемых бизнес-процессов, оформленных рекомендаций по улучшениям, оформленных СОП (стандартных операционных процедур).

Студенты получают уникальный опыт работы с сотрудниками предприятия по внедрению улучшений.

Новый вектор приобретает наставничество с появлением первых выпускников лин-лаборатории, которые стали молодыми специалистами предприятий Югры и продолжают реализацию проектов по улучшениям, уже будучи сотрудниками своих предприятий. Так лин-лаборатория расширила географию своих партнеров-наставников, которые преемственно продолжают совместную работу:

Анастасия Владимировна Егорова, молодой специалист «Газпромнефть-Цифровые решения»; Иван Дмитриевич Старцев, молодой специалист ООО «Газпромнефть-Хантос»; Молодые специалисты ХМФ ООО «РН-Бурение», внутренние тренеры предприятия: Кирилл Максимович Табалаев, Сергей Владимирович Николаев, Цырен Цыбикжапович Дашинимаев, Елизавета Александровна Бородавка.

Опыт наставничества при взаимодействии с предприятиями-партнерами опубликован в 10 научно-практических журналах, индексируемых в РИНЦ, результаты проектов представлены на конференциях и форумах в г. Томске, г. Сургуте, г. Кызыл, г. Кемерово, г. Санкт-Петербурге.

Компонент «Обратное наставничество Студент – Сотрудник» возник от потребности предприятий-партнеров обучать возрастных сотрудников современным средствам и инструментам оптимизации и цифровизации без отрыва от работы.

Что такое обратное наставничество? Это когда молодой сотрудник, имеющий компетенции в сфере цифровизации, автоматизации, оптимизации бизнес-процессов помогает опытному сотруднику освоить новое программное обеспечение, новые тренды, инструменты и облегчить их применение.

Опытным сотрудникам часто не хватает времени на освоение новых цифровых продуктов, и тут на помощь приходят студенты, для которых не составляет труда создать удобный чат-бот или научить пользоваться программой или нужному инструменту оптимизации.

Сотрудники предприятий знают бизнес-процессы, участниками которых они являются, а студенты владеют инструментами бережливого производства, цифровизации и автоматизации. Объединяясь, получается эффективная команда, способная улучшить имеющиеся процессы, выявить и устранить потери.

Все компоненты системы наставничества взаимодополняют друг друга и дают синергетический эффект. Это не разовые мероприятия, а большая системная совместная работа. Наставничество – это прочный фундамент слаженной совместной работы вуза и предприятий по формированию культуры бережливого производства, способствующей процветанию и повышению экономической эффективности автономного округа.

Данный опыт будет интересен ВУЗам и предприятиям страны, желающим формировать высококвалифицированные кадры, способные строить и создавать в обществе культуру бережливого производства.
Проект: Производительность труда
Сроки реализации: 1 октября 2018 — 31 декабря 2024
Бюджет проекта: 33, 5 млрд. рублей

Еще никто не выразил свое мнение. Вы можете стать первым.

Оставить мнение

Войдите или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий